Однозначного ответа на этот вопрос нет. Историк В.Н.Королев в своей книге «Старые Вешки. Повествование о казаках» пишет следующее: «Кто мог основать Вешки? В XVI веке здесь разъезжали азовские, белгородские, ногайские и путивальские казаки. Мы уже видили, что в 1570-х годах в Вешках стояли щацкие, ряжские и алатырские казаки. Состав этих отрядов был пестрый – вместе в русскими тут были и татары, и мордва, и чуваши, и представители других народов. …В Вешенский пограничный отряд входили темниковские и кадомские татары и мордва. В принципе не исключено, что какие-то люди из отряда могли осесть в Вешках и не вернуться домой. Поскольку лагерь пограничников был здесь постоянным, вероятно, возникли какие-то жилища – землянки, полуземлянки, шалаши. К лагерю могли присоединиться отдельные представители местного бродячего люда».
Историки В.А.Бунак и Н.Л.Янчевский в первой четверти XX века также полагали, что стоянка русского пограничного отряда, находившаяся «примерно там, где станица Вешенская», потом превратилась в казачий городок. Пограничники затем ушли, а городок остался. Так урочище Вешки превратилось в городок Вешки.
Однако историки не исключают и другого варианта: до прихода пограничников здесь уже жили отдельные группы местного населения. Так В.Н.Королев пишет в своей книге: «Нетронутые богатства Верхнего Дона издавна манили к себе русских людей, и уже в XIV-XV веках смелые рязанские промысловики начали на время выходить в «Поле» за добычей и, возможно, на рубеже XV-XVI столетий, а в первой четверти XVI века уже определенно проникли по Дону ниже устья Воронежа. Это была тогда для русских далекая заграница».
Дошел до нас и такой исторический документ, датируемый 1546 годом: «Ныне казаков на Поле много: и черкесов, и кыян, и твоих государевых; вышли, государь, на Поле изо всех украин».
Есть предположение, что Вешки были основаны и вольными казаками Сары Азмана. Их лагерь и был использован русскими пограничными отрядами для своего поселения. Не зря же ногайский князь Юсуф жаловался царю, что казаки атамана Сары Азмана разбойничают и построили «в трех и в четырех местах городы».
Почему городок был так назван?
Имеется несколько гипотез о происхождении названия Вешенского городка.
Дореволюционный донской историк А.Н.Пивоваров считал, что городок вначале именовался Векши, а потом уже Вешки. Объяснял это он следующим. В русских говорах того времени «векшей» звали лесного зверька, белку, сороку. так же именовались и межозерные протоки и стоки из озер. Слово это финно-угорское и принесено на Дон мордвой: «векса», «веска», «виска».
Наиболее распространенной точкой зрения и широко известной является то, что название городка пошло от слова «веха», «вешка». В книге В.Н.Королева читаем: «По В.И. Далю, слово «веха (вешка)» означает «значковый шест, жердь, поставленную стойком, иногда со значком, с флагом, веником, голиком, снопом, пучком соломы и пр.». она ставилась «для цели, для указания расстояния при метании бомб, для проложения землемерами прямых линий, для обозначения зимних дорог в степных местах и по льду». А.В.Миртов в своем «Донском словаре» указывает, что в верхнедонском говоре «вехи» произносятся как «вехи» и «вешки»: «отсюда и Вешенская станица».
Данной гипотезы придерживаются и краеведы П.Лосев и А.Грибанов. писатель А.М.Суичмезов также разделяет это мнение и дополняет, что название станицы происходит «от тех вешек, что стояли в стародавние времена здесь на большой дороге, у переправы через Дон». Название это, - писал он, - по преданию, пошло от вех (вешек) – указателей пути с севера на юг страны».
Краевед А.П.Зимин изложил такую точку зрения: «Свое название станица получила от того, что была создана на государственной границе, которая была провешана «вешками», наземными сооружениями из бревен с укрепленными вверху снопами или хворостяной охапкой, которая в минуту опасности набега неприятеля поджигалась и могла подать сигнал огнем и дымом о происшествии».
В.Н.Королев придерживается иной гипотезы. Частое написание в документах XVI века слова «Вежки» он связывает с названием городка Вешки и считает, что произошло оно от слова «вежа (вежка)». «Вежами» в старину называли хазарские, половецкие и татарские поселения и кочевья. К такому выводу приходит и филолог В.А.Магин в статье о донских топонимических названиях, напечатанной в «Ученых записках» Таганрогского пединститута в 1967 году. В то же время А.А.Шенников писал, что слово «вежа» могло произойти и от слова «вязать» и обозначало в древности пучок, связку могло слово «вежа» обозначать и простейший конический шалаш. В.Н.Королев отмечает: «В частности, в домонгольское время восточные славяне называли вежами полукочевничьи войлочные жилища, впоследствии известные в русском языке под терминами «кибитка» или «юрта»… У В.И.Даля зафиксировано множество значений слова «вежа», среди них – намет, шатер, палатка, кочевой шалаш. Вполне возможно, что в районе Вешек четыреста с лишним лет назад стояли шалаши и сторожки – «вежи» - первых жителей».
Где был расположен городок Вёшки?
Краевед И.М.Суслин опубликовал в «Донских Епархиальных Ведомостях» за 1894 год в № 13 следующее: «Вешенская станица, по местному выражению – «Вешки», поселена на левом берегу Дона и озера Содового, в 75 верстах от Окружной станицы. Прежде она находилась тоже на левой стороне Дона, в лугу между озером Разсоховым и р. Доном, против хутора Базки, который находился на правом берегу р.Дона и служил старому городку базами во время весеннего половодья.
В 1740 году станица Вешенская соединилась с Решетовскою и перешла из старого городка на настоящее место; причина переселения ее было разорение от наводнений».
Краевед П.Лосев в статье «Городок Вешки», напечатанной в газете «Советский Дон» к 300-летию станицы Вешенской (если считать за дату основания 1672 год), отмечал: «Согласно имеющимся литературным источникам, городок был на левой стороне в пойме между озером Рассоховым и Доном. Напротив городка на правом берегу находились базы для скота и, пожалуй, убежище для людей при больших половодьях.»
Из источников известно, что все ранние казачьи городки располагались в неудобных для поселения местах, часто на территории затопляемой полой водой. Так было удобнее защищаться от врагов. В его окрестностях в те времена стояли вековые, дремучие леса, в которых можно было укрыться в момент опасности. В Дону было много рыбы, а в лесу – зверя.
© Александр Жбанников