Для вёшенцев и о Вёшенской!
 
Главная страница
Новости
Форум
Интересные статьи
 
 
Погода
Ваше творчество
Молодежный меридиан
Полезные ссылки
 
 
Гостевая
Чат
Доска объявления
 
Поиск по-быстрому:
Например: Шолохов
Об этом разделе
Исторические заметки
C верой в Бога...
Казачья кухня
Казачия фольклор
Традиции и обряды
М.А.Шолохов:
творчество и биография
Шолоховская весна
Разное

БАРИЕВ Риза Халирахманович

Юг Руси

Если почитать исторические сочинения многих известных историков, Юг России был "проходным двором", через который прошли, надолго не задерживаясь, до десятка народов, которые в основном шли из глубин Азии в Европу. А к XVI веку эта территория вообще превратилась в "Дикое поле", куда из России бежали от крепостного гнета помещиков русские крестьяне, которые организовывались в ватаги, составившие якобы основу казачества. Нет ничего более неправдоподобной версии о происхождении казаков. Сами слова "казачество", "казаковать" появились только тогда, когда казаков стали превращать в служивое сословие русского государства, что делалось стараниями Русского правительства. Русские и казаки (черкасы) всегда были близки друг другу по духу, основу чего составляло православие. Именно на этой основе казаки - этнически иной народ - превратились в субэтнос русского народа. Этническую основу казаков составляли тюркские племена, которые испокон веков жили на этой территории. Но в те далекие времена, когда наши предки приняли монотеистические религии - христианство и ислам, для них духовная близость была важнее, чем кровное родство и черкасы стали русскими казаками.

Скифы, сарматы, готы, гунны, авары, аланы, булгары, хазары, печенеги, половцы (кипчаки, куманы) - вот перечень только крупных этносов, которые жили на территории, занимаемой в последствии донскими, кубанскими и запорожскими черкасами (казаками). Эти этнонимы обозначают или тюркские или смешанные тюрко-славянские племена, за исключением готов, являющиеся германским племенем. Древние греки вообще всех жителей Северного Причерноморья называли скифами, подразделяя их на царских, пахарей и т.д., имея в виду славянские и тюркские народы, а возможно, и финно-угорские племена. Исследования ученых последних десятилетий дают основание сказать, что тюркские народы на Северном Кавказе и Северном Причерноморье появились задолго до гуннов, с которыми историческая традиция связывает появление тюркоязычных племен в Европе. Гунны, авары уходили в Западную Европу, создавали там империи, воевали с Римской империей, потерпев поражение от римлян, часть из них возвращалась на Северное Причерноморье, Дон, Северный Кавказ. С гуннами уходила на Запад и часть славян. Но полностью, то есть в полном составе, они на Запад не уходили никогда. Интересно одно обстоятельство. Историки указывают, что во всех походах и гуннов и аваров на Запад участвовали славянские племена антов, которые жили между Днепром и Бугом. Казанские булгары (татары) до сего времени при необходимости клянутся нерушимым словом "ант". Что это простое созвучие или здесь есть какая-то связь?

Наиболее сложным для идентификации в силу определенных традиций в исторической науке является этническая принадлежность алан. Традиция нашей науки относит их к предкам осетин. Но если иметь в виду, что в переводе с тюркского языка "аланы" те же "поляне", то есть впоследствии "киевляне", то можно предположить, что аланы - это те же поляне, только тюркская (тюркоязычная) их часть. При том необходимо иметь в виду еще одно обстоятельство. В разные времена одни и те же народы назывались разными именами. Все зависело от того, какое племя данного народа выдвигало своего вождя над народом. Если это племя называлось "гунну", то весь народ назывался гунну, если это племя называлось "печенеги", то все подчиненные племена принимали это название. Иногда народы назывались, так сказать, по месту жительства, например "поляне", "аланы", иногда по имени своего вождя, например, уже позднее "ногайцы" - по имени темника Ногая. Пожалуй, неверным будет представление, что одни народы уходили, а другие на их место приходили. Миграция была, но она не была тотальной. Уходила активная часть населения, уходили воины, уходили в поход, на завоевание новых земель, новых богатств. Миграция всего народа была явлением редким, этому должны были предшествовать очень серьезные обстоятельства.

В западной части Северного Кавказа, в низовьях Дона в VI в. возникла государство тюркского народа булгар, которое византийцы называли Великой Болгарией. Она и есть общая родина волжских булгар (современных казанских татар) и донских и кубанских казаков. Ханы Великой Болгарии наладили тесные отношения с Византией. Именно в это время часть населения приняла православие - это были предки коренных казаков. В 645 г. умер хан Кубрат, при котором Великая Болгария достигла наибольшего развития. Умирая, хан завещал своим сыновьям быть вместе, беречь страну от раскола и внешних врагов. Однако единства не было, каждый из трех сыновей Кубрата проявлял заботу только о себе. Раздором братьев воспользовались хазары, такой же тюркоязычный народ, как и булгары. Хазарский каганат на востоке Великой Булгарии, в низовьях Волги, усилился и жаждал территориальных приобретений. Для этого хазары воспользовались раздором сыновей хана Кубрата и стали теснить булгар, захватывая их земли. Старший сын Кубрата Батбай подчинился хазарам. Его земли граничили с Хазарским каганатом. Средний сын Кодрак увел свои племена вверх по Дону, затем по Волге и на месте слияния Волги и Камы основал государство Волжская Булгария. Это были предки казанских татар. Младший сын Аспарух двинулся со своими племенами на запад. Дойдя до территории, называемой Мизия, южнее Дуная, булгары вместе с местными славянами основали государство, названное Дунайской Болгарией. Но не все булгары ушли с Дона с сыновьями хана Кубрата.

В дальнейшем булгары, назвавшиеся черкасами, заняли южные области Киевской Руси (запорожские казаки) и весь донской бассейн с верховьев реки до ее низовьев (донские черкасы), по Кубани осели кубанские черкасы. Название "черкасы" в переводе с древнетюркского языка означает "воины асы". Асы - это ясы русских летописей, а ясы - другое название булгар. Видимо, такое название они получили по причине воинственности, из-за стремления не покинуть свою страну, остаться в ней, защитить ее с оружием в руках. Название "казаки" черкасы получили позднее, в XVIII веке. Именно в это время русское правительство стало оказывать на черкас давление, дабы подчинить их своим интересам. Черкасы стали называть себя казаками, чтобы подчеркнуть, что они свободный народ и не допустят ограничения своих свобод от кого бы то ни было, не потерпят насилия над собой.

Рядом с черкасами в причерноморских и приазовских степях жили и печенеги и половцы. Но они не мешали друг другу. Во-первых, те и другие были тюркоязычными народами, во-вторых, черкасы занимали поймы рек Дон с притоками и Днепр с густыми зарослями и островками лесов. Черкасы постоянно жили на одних и тех же местах, а печенеги и половцы кочевали по степи, только на зиму останавливаясь в своих временных поселениях. Видимо, из-за их жизни на берегах рек русские летописи иногда называют черкас "бродниками", ибо последние хорошо знали реки, на берегах которых жили, и могли оказать при необходимости свои услуги по переправе через них. Может быть, название реки Дон связано не осетинским словом "дон" - "вода", а с тюркским словом "тын", что означает "тихий" - называют же казаки свою реку "Тихий Дон".

Арабские источники о народах Восточной Европы дают довольно ясное представление, которое запутывают некоторые историки, исходя из своих "патриотических" чувств. В данном случае историческая правда отступает на второй план. В многочисленных сочинениях на исторические темы последних лет можно прочитать, что арабы славян называли "сакалиба", т.е. "светлые". Вот и получается, что Ибн Фадлан, секретарь посольства багдадского халифа, описал в своих "Записках" прибытие посольства халифа в 922 г. не к волжским булгарам, а к славянам, ибо он называет их "сакалиба", а сакалиба, по мнению многих русских историков, - это славяне. Но "сакалиба" - это народы Восточной Европы, прежде всего, булгары - асы (ясы), черкасы (казаки), а также половцы и славяне.

Несмотря на свой патриотизм, Н.М.Карамзин не мог написать, что черкасы - русские. Он писал в примечании 437 к т. I, гл. IX: "Наши летописцы называли Торков и Берендеев Черкасами..." . В примечании 218 к т. II, гл. VII он же отмечает: "Где в одних летописях говорится о Торках, Берендеях и Печенегах, там в других названы только Черные Клобуки (...). Сие имя было для них общим и дано им, без сомнения, от черных шапок. ...Сих же Черных Клобуков называли Черкасами (...)" . В примечании 347 к т. II, гл. XII Карамзин приводит из Киевской летописи слова: "...Черные Клобуки - еще зовутся Черкасы" . Таким образом, ядро как донских, так и запорожских казаков составили донские булгары-асы (ясы русских летописей) и черные болгары Северного Причерноморья. Хазары же, потерпев поражение в X в. от русских и печенегов, рассеялись среди народов Восточной Европы, в том числе и среди казаков.

Некоторые историки путают "черкас" с "черкесами". Такая путаница приводит к искажению исторической правды. Эта ошибка проистекает из неправильного прочтения названия этносов с арабского и персидского языков. В арабском языке гласные звуки не пишутся, за небольшим исключением. Поэтому, переводя с арабского исторический текст, переводчик слово "Ч.Р.К.С" может перевести и как "черкас", и как "черкес". Вот и оказались в XIII веке в Египте вместо черкас - черкесы, которых там никогда не было. Дело в том, что после установления государства под названием Золотая Орда (Дешт-и-Кипчак) основным населением его стали половцы (кипчаки), руководимые монгольскими ханами. Черкасы и кипчаки крали друг у друга детей и продавали их в Восточные страны, многие из которых оказались в Египте. Эти подросшие дети составили гвардию египетских эмиров. Воины-рабы, которых называли мамлюками, в 1250 г. восстали и, захватив власть, возвели на трон своего султана. Именно они - казаки - в 1260 г. разбили войска монголов на Ближнем Востоке, а затем вытеснили из Палестины крестоносцев. Они не называли себя казаками, но мы можем, ибо теперь мы знаем, кем они были. И правили они страной до 1517 г.

Говоря о жизни казаков в годы монгольского владычества, приведем некоторые свидетельства арабо-персидских источников. Эйлани (1361-1451) сообщает: "Вторгнувшись в эти земли, они (монголы - Р.Б.) покорили жившие в них тюркские народы и племена Кипчакские, Аланские, Асские, Авлакские, Черкесские и Русские, да (прочих) обитателей этих стран; они одолели их разбоем, грабежом, пленом и опустошением" . "Асские племена" - это волжские булгары, которых арабы знали, по крайней мере, с X в. А то, что племена черкесские и русские поставлены рядом говорит о том, что под "черкесами" Эйлани имеет в виду не современных черкесов, а черкас, т.е. потомков черных клобуков, берендеев, торков, булгар и половцев - казаков. Приведем два сообщения из сочинения Эломари (ал-Омари) (1-я половина XIV в.): 1)"В их городах разводится много овощей, как-то: брюква, репа, капуста и другие. Что касается городов Черкесских, Русских и Ясских, то у них (всего) этого очень много. Там много меду белого цвета (липовый мед - Р.Б.), приятного на вкус, лишенного остроты. ...Хотя они (кипчаки) одержали верх над ратями Черкесов, Русских, Маджаров и Ясов, но эти народы похищают детей их и продают их купцам" . 2)"У султана этого государства (Узбека - Р.Б.) рати Черкесов, Русских и Ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (т.е водится скот), текут реки и добываются плоды. Они (Черкесы, Русские и Ясы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданные его, хотя у них и есть (свои) цари" . Здесь говорится о трех народах, которые живут рядом: черкесы - это черкасы, тюркские предки донских и запорожских казаков; с русскими все ясно, ясы - под последним именем автор имеет в виду вообще всех булгар, как волжских, так и донских. То, что Ал-Омари Маджар поместил между русскими и ясами (булгарами), может свидетельствовать следующее: маджары не кто иные, как буртасы, которые занимали земли к югу и западу от Жигулей. Автор говорит так же о кипчаках, которые в это время составляли основную и самую многочисленную часть монгольского войска.

У Рашид-ад-Дина читаем: "(Менгу-каан) привел в покорность и подданство племена..., кипчаков,... и черкесов; предводителя кипчаков Бачмана, предводителя племен асов..." . Эннувейри (1279-1333) извещает: "Душихан (Джучи - Р.Б.), сын Чингисхана... Он завоевал еще, после смерти отца своего, страны Северные, присвоил себе господство над ними, погубил находившиеся там племена Тюркские да роды Кипчакские и другие роды, как-то: Аллан, Асов, Валахов, Черкесов, Русских и других обитателей Северных стран" . Приведем еще одно свидетельство. Элькалькашанди (умер в 1419) пишет о землях, входящих в состав Золотой Орды, "т.е о Хорезме, Дешт-Кипчак, землях Хазарских, Крымских, Азакских (Азовских), Черкесских, Булгарских, Валахских, Асских и Русских" . Анализ приведенных сообщений приводит нас к мысли, что если указанные здесь названия мы привяжем к современным, то можем ошибиться. Сгруппируем эти названия.

Хазарские, Крымские, Азовские земли - это Нижняя Волга - Приазовье - Крым. Черкесские, Булгарские, Валахские: черкасы нижних Дона и Днепра, Дунайская Болгария и Румыния. Асские и Русские земли: донские и волжские булгары и русские. Подтверждение, что асы (ясы) - это булгары, мы находим и в сообщении Ибн-Батута (1304-1377), который посетил город Сарай при хане Узбеке. "Город Сарай, - пишет он, - (один) из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами...В нем 13 мечетей для соборной службы;...В нем (живут) разные народы, как-то Монголы - это (настоящие) жители страны и владыки (ея); некоторые из них мусульмане; Асы, которые мусульмане; Кипчаки; Черкесы; Русские и Византийцы, которые христиане. Каждый народ живет в своем участке отдельно; там и базары их" . Необходимо отметить, что Ибн-Батута не упоминает татар, ибо татарами, на Западе и в Руси называли монголов, а затем и все тюркское население Золотой Орды. Для него в этом не было необходимости, потому что он каждый народ называет своим именем по отдельности. Черкесы здесь не "горные черкесы", т.е. жители горного Кавказа, а черкасы, как сами себя и окружающие народы называли потомков донских и черноморских булгар-ясов (на Руси - берендеи и черные клобуки), смешанные со своими близкими родственниками гузами и печенегами. Асы - это волжские булгары, ближайшие родственники донских черкасов (казаков). Их также называли еще саксинами. Было бы удивительным, если бы издавна проживая на Нижней и Средней Волге, булгары не жили на своей исконной земле, на которой был основан Сарай-Берке, тем более, что этот город был основан на месте их разрушенного монголами города Саксина. Интересно отметить, что черкасы (казаки) здесь отмечены как христиане.

Из приведенных выше первоисточников видно, что казаки (черкасы) занимали видное место в Золотой Орде, с ними считались монгольские ханы, поэтому их упоминают в своих исторических и географических сочинениях все арабо-персидские авторы, пишущие о Дешт-и-Кипчак. В 1312 г. золотоордынский хан Узбек объявил ислам государственной религией. Данное обстоятельство сильно повлияло на православных черкас, хотя хан Узбек и не принуждал их принять новую религию. Видимо, уже в это время черкасы объявили себя казаками - свободными от центральной власти людьми и стали тянуться к своим единоверцам - русским.

Наши школьные учебники приучили нас думать, что юг России составлял сплошное "дикое поле", куда бежали отчаянные русские крестьяне, составлявшие ватаги казаков. Однако такое понимание истории казаков не соответствует действительности. По мере распадения Золотой Орды черкасы (казаки) стали создавать свои государственные органы. Вместе с православными половцами, которые влились в состав этноса казаков (черкас), они образовали Казачью Республику, основанную на военной демократии. Во все века существования этой республики как отдельного государства в состав казаков влилось немало русских крестьян и вообще вольнолюбивых людей. Казачья республика выпадала из общего разряда феодальных государств, в которых во главе стояли князья, ханы, цари, короли, а тут народ сам правит, выбирает органы управления, правителей. Это было совершенно иное государственное образование. Тогдашний ум и правителей, и летописцев не мог понять, как такое может быть. Вот это обстоятельство, по их мнению, и было явлением "диким". "Дикое поле" - и все тут. В Казачьей Республике меньше всего было дикости. Она была высокоорганизованной державой с крепкой дисциплиной всего народа. Выборность снизу доверху позволяла выдвигать в государственные органы людей достойных, пекущихся о всенародном благе. Свободная Казачья Республика просуществовала с XIV по XVIII в., пока при упорном сопротивлении казаков усилиями Петра I она не была присоединена к России.

Таким образом, казаки - древний этнос с богатым историческим прошлым. Они всегда были преданы своей родной земле, Дону. Кубань, Дон, низовья Днепра - их колыбель. Куда бы военная судьба ни забрасывала казака, он всегда возвращался на свою родную землю, потому они и черкасы - воины-асы. С XVIII в. казаки связали свою судьбу с Россией и всегда преданно служили ей. Свое честное слово - ант - они держали строго.

Исторические заметки
Из истории станицы
(часть первая)
Из истории станицы
(часть вторая)
Из истории станицы
(часть третья)
Из истории станицы
(часть четвертая)
От Вежи до Вёшек. История станицы Вешенской
Р.Х. Бариев
Юг Руси
А. Паневкин
Казаки от казаков ведутся
Н. Родин
Возродится ли казачество?
Е.Ф. Кринко
Проблемы возрождения казачества
М.А. Живетьев
История Донского казака
Фомины из хутора Рубежного
Степан Тостов
из банды Фомина
В.П. Данилов
К истории расказачивания
В.Е. Щетнев
Расказачивание как социально-историческая проблема
Г. Магнер
"Расказачивание" в системе массовых репрессий
В.Федичев
И грянул колокольный звон...
Г. Дубовис
Революция с "человеческим лицом"
В. Бондарев
Казачья трагедия
Е.А. Зайцева
Гражданская война на Юге России и проблемы эмиграции
Некоторые высказывания о расказачивании и восстании на Верхнем Дону
Как казаки на Сталина лампасы надели
А.М. Авраменко
Казачество как фактор современной геополитики
"Политический бандитизм" на Верхнем Дону
Пережившая хутор и время
Георгиевский кавалер из хутора Поповского
Казак Филипп Коньшин, или история с продолжением
Они не собирались восставать...
Я. Назаров
Восстание в Верхне-Донском округе Донецкой области
И. Кучменко
Азовское осадное сидение
М. Жбанникова
Жди и помни
Старейшая на Верхнем Дону
Copyright © 2007-2011 Александр Жбанников
При перепечатке желательна ссылка на "Вешенский базар"!
Hosted by uCoz

Яндекс.Метрика